Приоритетные направления научных исследований
Института непрерывно педагогического образования
Научно-исследовательская работа Института непрерывного педагогического образования проводится в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». Научная работа ведется по направлению «Психолого-педагогические стратегии обучения и воспитания личности в условиях непрерывного образования».
В рамках научного направления выполняются следующие исследования:
- Тема НИР кафедры дошкольного и специального образования «Трансформация систем семейного воспитания детей разных диаспор в южно-сибирском регионе».
Руководитель Горбунова О.Ф. канд. пед. наук, доцент.
Основные исполнители НИР: Гончарова И.И., д-р пед. наук, профессор; Султанбаева К.И., д-р пед. наук, доцент; Дорофеева Т.А., канд. пед. наук, доцент; Золотухина И.П., канд. пед. наук, доцент, Добря М.Я., канд. фил. наук, доцент.
Виды основных результатов НИР. Структурная модель семейных ценностей в системе семейного воспитания детей разных диаспор в южно-сибирском регионе с учетом трансформации социокультурной ситуации в современном обществе.
Описание и характеристики результата: Объектом изучения выступили хакасская, русская, татарская, немецкая, тувинская, киргизская, чувашская семья, проживающая в южно-сибирском регионе. Предметно изучались народные традиции воспитания детей в семьях разных диаспор как существенно определяющие климат семьи, ее культурное развитие и успешное функционирование в социуме. От социального самочувствия родителей – главных защитников детства зависит благополучие семьи, поэтому и на это обращено наше исследовательское внимание.
Цель исследования: дать целостное представление о том, какие народные традиции воспитания детей присутствуют в семьях разных диаспор, проживающих в южно-сибирском регионе, с учетом трансформации социокультурной ситуации в современном обществе. На основе полученных эмпирических данных представить научное обоснование структурной модели семейных ценностей в воспитании детей разных диаспор в южно-сибирском регионе в современных условиях.
Опираясь на анализ эмпирических данных, были выделены следующие основные условия сохранения и внедрения народных традиций в современной этнической семье: происходящие глобализационные процессы существенным образом влияют на этнокультурные традиции коренных народов России, в частности, Хакасии как сибирского поликультурного региона. Традиционные семейные ценности и детско-родительские отношения под влиянием модернизирующегося социума трансформируются. Потребность родительского сообщества в этнопедагогических традициях достаточно высока, им выбраны в качестве приоритетных: уважение старших, почитание национальной культуры (национальной одежды, кухни, музыки, народно-прикладного творчества, праздников), этикет гостеприимства, бережное отношение к природе и труду, патриотизм. При этом у молодежи отмечается недостаточность знаний о национальных видах ремесла, национальных традициях, их взаимосвязи с семейным благополучием
Сведения о внедрении результатов в учебный процесс: внедрение в учебный процесс курса «Семейная педагогика»; обсуждение результатов работы на научно-методическом семинаре кафедры.
Количество и виды публикаций по результатам НИР в 2020г.: 23 статей (из них: ВАК – 1; РИНЦ – 8).
В рамках НИР была создана программа для ЭВМ «Оценка систем семейного воспитания детей разных диаспор Южно-Сибирского региона». Свидетельство о регистрации № 2020667647 от 25.12.2020 г. Авторы: Султанбаева Клавдия Ивановна, Горбунова Олеся Федоровна, Замулин Иван Сергеевич, Палаш Борис Викторович.
При финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661 в 2020 году на кафедре ДиСО проводятся исследования по теме «Влияние систем семейного воспитания современных диаспор на социальное благополучие и образование детей (на примере Южно-Сибирского региона». Срок реализации гранта с 2020 г. по 2023 г.
Руководитель НИР Султанбаева К.И., доктор пед. наук, доцент.
Исполнители: Горбунова О.Ф. канд. пед. наук, доцент; Дорофеева Т.А. канд. пед. наук, доцент, Добря М.Я. канд. филол. наук, доцент; ст. преподаватель кафедры дошкольного и специального образования Ефимова О.Е.
Этапы реализации проекта:
2020 г. – организационно-диагностический этап. На данном этапе получены следующие научные результаты:
1. Раскрыты теоретические положения о сущности ключевых терминов, а также определены подходы к формулированию теоретических концепций с использованием аналитико-синтетических методов.
2. Проведено эмпирическое исследование на территории Республики Хакасия, сопредельных южных регионах Красноярского края. В общей совокупности обследованы дети дошкольного возраста – 30, младшие школьники – 34, подростки – 28, родители – 153 человека, представители 114 семей.
3. Разработаны анкетные опросники для детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и родителей – 4 варианта. Подобраны стандартизированные методики с учетом возрастных категорий респондентов, собран банк данных об объекте и предмете исследования.
Результаты опубликованы в научных статьях, индексируемых в базе данных РИНЦ-6, ВАК-2.
2021 г. - практический этап включает в себя разработку теоретической концепции модели взаимодействия детей с родителями этнической семьи с учетом специфики традиций семейного воспитания.
Публикация статей РИНЦ (2), ВАК (2), SCOPUS (1), подготовка рукописи коллективной монографии (1). Будет подготовлен научный отчет.
2022 г. - аналитико-обобщающий этап. На этом этапе полученные и систематизированные исследовательские результаты будут представлены научно-педагогической общественности, апробированы в процессе проведения научных и практических семинаров, Всероссийской родительской конференции, образовательном форуме Республики Хакасия, Республики Тува, международной конференции по проблемам семьи и семейного воспитания в Абакане, Красноярске.
Публикация статей РИНЦ (2), ВАК (2), SCOPUS (1), Монография (1) коллективная.
- Тема НИР кафедры педагогики и методики начального образования «Изучение традиций семейного воспитания народов енисейской Сибири как условие приобщения младших школьников к семейным ценностям».
Руководитель: Макарчук Я.В. канд. пед. наук, доц. зав. каф. ПМНО.
Основные исполнители НИР: Хортова М.В., доцент, канд. пед. наук, доцент каф. ПМНО, Моруденко Ю.И. канд. ист. наук, А.Н. Карамчаков, доцент каф. ПМНО, О.Е. Ефимова, Н.Н. Левых, А.М. Доо.
Виды основных результатов НИР: разработана книга-альбом семейных ценностей, методические рекомендации по использованию в образовательном процессе.
Цели НИР: разработать методику приобщения младших школьников к семейным ценностям на основе изучения традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири.
Описание и характеристики результата. В процессе исследования были разработаны теоретические основы приобщения младших школьников к семейным ценностям на основе изучения традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири; спроектирована система занятий, направленных на приобщение младших школьников к семейным ценностям через изучение традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири; создана книга-альбом семейных ценностей, представляющая собой пространство для совместной деятельности детей и родителей по изучению истории своей семьи (сведения о родителях, бабушках, дедушках), создание генеалогического древа, знакомство с национальными праздниками, фольклором, национальной кухней, национальными костюмами, национальными игрушками и играми; разработаны методические рекомендации по использованию книги-альбома семейных ценностей в образовательном процессе.
Научно-практическая ценность результатов и область их применения: Использование в учебном процессе дисциплины «Педагогика», «Методика обучения и воспитания (в сфере начального образования)», курсы по выбору и др.
Сведения о внедрении результатов в учебный процесс:
- обсуждение результатов работы на научно-методическом семинаре кафедры, заседании кафедры ПМНО, Ученом совете ИНПО;
- наработка современных дидактических материалов для организации учебно-исследовательского процесса с использованием современных образовательных технологий;
- использование при написании курсовых работ и ВКР студентов.
Кол-во и виды публикаций по результатам НИР в 2020 г.: 3 статьи, в том числе ВАК - 1; РИНЦ – 2.
- Тема НИР кафедры психолого педагогического образования «Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной и полиэтнической образовательной среде».
Руководитель: Спирина Т.А., доцент, каф. ППО.
Исполнители: Гурова О.П., канд. пед. наук, доцент кафедры ППО, Халимова Н.М., доктор пед. наук, профессор кафедры ППО, Мохова Л.А., канд. пед. наук, доцент каф. ППО, Бабицкая Е.А., ст. преподаватель каф. ППО.
Виды основных результатов НИР. Проблемно-целевой анализ процесса подготовки педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной и полиэтнической образовательной среде
Описание и характеристики результата:
- выявлена готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности в поликультурной и полиэтнической образовательной среде;
- разработаны психолого-педагогические условия подготовки педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной и полиэтнической образовательной среде;
- заключен договор с ООО «Экспертиза» по теме. «Формирование мотивация к теплоэнергосбережению участников образовательного процесса организаций среднего профессионального образования» (Халимова Н.М., доктор пед.наук, профессор каф. ППО)
-поданы заявки по хоздоговору с Tувинским государственным университетом по темам: «Этносоциальные предикторы направленности межнационального взаимодействия студенческой молодежи в Республике Хакасия» (2020); «Виртуальная и реальная идентичность студенческой молодежи в Республике Хакасия: структура, особенности, риски формирования» (2020)
- получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2020610367 «Готовность педагога средней образовательной школы к реализации требований профессионального образования» (Калягина Е.А., Гурова О.П., Корниенко А.В.)
Научно-практическая ценность результатов и область их применения: Использование полученных данных в учебном процессе по преподаваемым дисциплинам «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», «Педагогическая психология», «Социальная педагогика», «Межкультурная коммуникация (с практикумом)».
Сведения о внедрении результатов в учебный процесс: использование идей при написании проектных разработок, курсовых и дипломных работ студентов; обсуждение результатов работы на научно-методическом семинаре кафедры.
Количество и виды публикаций по результатам НИР в 2020 г.: 3 учебных пособия, 6 статей (2 Web of Science Core Collection, 1 ВАК)
Количество докладов на конференциях по результатам НИР: Международных – 2.
Тема НИР «Психологическое благополучие как фактор профилактики деструктивного поведения в молодежной среде».
Руководитель: Головина С.Г., канд. психол. наук, доцент каф. ППО ИНПО.
Основные исполнители НИР: Калягина Е.А., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры ППО, ИНПО, Платонова М.С., ст. преподаватель каф. ППО, Елисеева А.П., канд. пед. наук, доцент каф. ППО, Корниенко А.В., ст. преподаватель каф. ППО Анжиганова О.Р., ассистент каф. ППО, Япарова О.Г., канд. психол. наук, доцент каф. ППО, Купчигина И.М., канд. пед. наук, доцент каф. ППО
Вид основного результата НИР: Выявлены предикторы психологического благополучия в молодежной среде, составлены методические рекомендации для преподавателей, разработаны программы тренинга для подростков, направленные на профилактику деструктивного поведения
Описание и характеристики результат:
- выявлены предикторы психологического благополучия в молодежной среде;
- составлены методические рекомендации для преподавателей, разработаны программы тренинга для подростков, направленные на профилактику деструктивного поведения;
-опубликованы статьи с результатами исследования, заключены 2 хоз. договора.
Результаты:
- Заключен хоздоговор с ООО «Элком» по теме: «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников организации (на примере ООО «Элком»)» (руководитель Елисеева А.П., .канд пед. наук, доцент каф. ППО; исполнители: Япарова О.Г., канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры ППО, Головина С.Г.., канд. психол. наук, доцент кафедры ППО, Корниенко А.В., ст. преподаватель кафедры ППО, Платонова М.С., ст. преподаватель кафедры ППО.
- Заключен хоздоговор с Тувинским государственным университетом по теме: «Формирование морально-психологической устойчивости студентов в период противоэпидемиологического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» (руководитель - Елисеева А.П., исполнитель - Платонова М.С.)
3. Поданы заявки:
- конкурс грантов ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» на выполнение научно-инновационных проектов «Особенности проявления экстремизма в межэтнических отношениях в студенческой среде» (Елисеева А.П., Корниенко А.В.)
- по государственному заданию Минобрнауки России: - ПНИ «Этнокультурные традиции воспитания как фактор обеспечения устойчивой социализации детей в условиях глобальных рисков» (руководитель Султанбаева К.И.).
- РФФИ (региональный) «Анализ проблемы экстремизма в межэтнических отношениях студенческой молодежи (на примере Республики Хакасия)» (руководитель: Япарова О.Г., канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры ППО)
4. Проведена в дистанционной форме научная секция для старшеклассников «Психология вокруг нас», в рамках Дней науки «Катановские чтения – 2020» (Анжиганова О.Р.).
5. Участие в VIII Международной научно-практической конференции «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования» (20 ноября 2020 г.) Модераторы научной секции «Проектирование социально-устойчивой инновационной профессионально-образовательной среды: теория и методика профессионального образования» (Головина С.Г., Япарова О.Г., Гурова О.П., Халимова Н.М., Анжиганова О.Р.)
6. Получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 20206103608 «Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители» (Япарова О.Г. канд. психол. наук, доцент кафедры ППО)
Научно-практическая ценность результатов и область их применения: Использование полученных данных в учебном процессе по преподаваемым дисциплинам («Особенности работы с трудными детьми и подростками», «Особенности работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста», «Психология девиантного поведения и его профилактика», «Социальная педагогика», «Особенности психического развития детей, лишенных родительского попечительства».
Сведения о внедрении результатов в учебный процесс: использование идей при написании проектных разработок, курсовых и дипломных работ студентов; обсуждение результатов работы на научно-методическом семинаре кафедры
Количество и виды публикаций по результатам НИР в 2020г.: 17научных статьи
Количество докладов на конференциях по результатам НИР: 1