Грант РФФИ 

Тема НИР «Влияние систем семейного воспитания современных диаспор на социальное благополучие и образование детей (на примере Южно-Сибирского региона».

Номер проекта  20-013-00661 

Срок реализации гранта с 2020 г. по 2023 г.

            Руководитель: Султанбаева К.И., доктор педагогических наук, доцент.       Исполнители: Горбунова О.Ф. канд. пед. наук, доцент; Дорофеева Т.А. канд. пед. наук, доцент, Добря М.Я. канд. филол. наук, доцент; ст. преподаватель кафедры дошкольного и специального образования Ефимова О.Е.

Объектом исследования являются системы семейного воспитания современных диаспор на территории Южно-Сибирского региона.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и эмпирически исследовать взаимосвязи социального благополучия и образования детей с характером системы воспитания в семьях различных диаспор, проживающих в южно-сибирском регионе: Хакасии, Алтае, Тыве, Курагинском, Шушенском и Минусинском районах Красноярского края. 2020 г. – организационно-диагностический этап. 

Этапы реализации гранта:

2020 г. – организационно-диагностический этап. На данном этапе получены следующие научные результаты:

1.           Раскрыты теоретические положения о сущности ключевых терминов, а также определены подходы к формулированию теоретических концепций с использованием аналитико-синтетических методов. 

2.           Проведено эмпирическое исследование на территории Республики Хакасия, сопредельных южных регионах Красноярского края. В общей совокупности обследованы дети дошкольного возраста – 30, младшие школьники – 34, подростки – 28, родители – 153 человека, представители 114 семей. 

3.           Разработаны анкетные опросники для детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и родителей – 4 варианта. Подобраны стандартизированные методики с учетом возрастных категорий респондентов , собран банк данных об объекте и предмете исследования.

Результаты опубликованы в научных статьях, индексируемых в базе данных РИНЦ-6, ВАК-2. 

2021 г. - практический этап, включающий деятельность по реализации основных задач проекта, а именно: разработка теоретической концепции модели взаимодействия детей с родителями этнической семьи с учетом специфики традиций семейного воспитания; проведение собственно исследования в форме анкетирования, беседы-опроса, частично тестирования, а также включенного наблюдения с родителями - респондентами в ходе экспедиций на охваченных территориях южно-сибирского региона; первичная обработка полученных сведений и их систематизация с учетом специфики этнокультурных традиций в семьях различных национально-культурных диаспор; оформление данных в компьютерной программе.

Публикация статей РИНЦ (2), ВАК (2), SCOPUS (1), подготовка рукописи коллективной монографии (1). Будет подготовлен научный отчет.

2022 г. - аналитико-обобщающий этап направлен на реализацию задач: определение особенностей воспитания детей в семьях, представляющих различные национально-культурные диаспоры: русских, хакасов, алтайцев, тувинцев, немцев, чувашей, проживающих в пределах южно-сибирского региона; выявление ведущих факторов и условий, влияющих на процессы благополучного (неблагополучного) воспитания и образования детей в семьях различных диаспор южно-сибирского региона. Соответственно, основные виды исследовательской деятельности будут следующие: аналитическое описание окончательно обработанных результатов, соотнесение полученных данных с теоретической моделью взаимодействия детей с родителями этнической семьи с учетом специфики традиций семейного воспитания и формулирование научных выводов. Разработка методических рекомендаций педагогам, руководителям дошкольных учреждений, школ и системы дополнительного образования о технологиях психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей с детьми, представляющих национально-культурные диаспоры немцев, чувашей, тувинцев, алтайцев, хакасов и русских. Основные виды деятельности ориентированы на решение главной цели, в связи с чем на данном этапе будут преобладать такие виды деятельности:подготовка заключительного отчета, получение экспертных оценок (рецензий) на исследовательские данные; обсуждение с родительской и педагогической общественностью выявленных проблем и разработка рекомендаций руководителям Министерства просвещения и науки Республики Хакасия, Республики Тува для определения стратегических задач развития семьи с этнокультурными традициями в поликультурном регионе. Публикация статей РИНЦ (2), ВАК (2), SCOPUS (1), Монография (1) коллективная.

На этом этапе полученные и систематизированные исследовательские результаты будут представлены научно-педагогической общественности, апробированы в процессе проведения научных и практических семинаров, Всероссийской родительской конференции, образовательном форуме Республики Хакасия, Республики Тува, международной конференции по проблемам семьи и семейного воспитания в Абакане, Красноярске.