Одним из приоритетных направлений подготовки будущих педагогов является освоение компетенций в области научно-исследовательской деятельности. В основной профессиональной образовательной программе по направлению «педагогическое образование» направленностями «Начальное образование», «Иностранный язык» предусматривается проведение учебных практик, в которых обучающиеся с первого курса вовлекаются в научно-исследовательский процесс. В 2021-2022 учебном году такую практику проходили обучающиеся группы НИ-21. Они были распределены на три подгруппы. Руководителями подгрупп были Федорова Т.А., канд. пед. наук, доцент, Карамчаков А.Н., канд. пед. наук, Мустафаева С.А., старший преподаватель кафедры ПМНО. Базой опытно-экспериментальной работы была МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана.
Практика проводилась с целью приобретения обучающимися практических навыков и компетенций в области подготовки и проведения педагогического исследования, способов работы с научно-педагогическими первоисточниками, реферирования и оформления результатов аналитической деятельности, подготовки и проведения педагогического эксперимента, подбора и применения педагогических диагностик; становления у обучающихся способности к проблемно-исследовательской педагогической деятельности; развития эмпирического и теоретического мышления; овладения ими способами интеллектуальной деятельности.
Значимость практики можно определить по тем результатам, которым достигли обучающиеся. Так, в подгруппе в составе Пигаревой Регины, Прибытко Анастасии Савельевой Екатерины, Савиновой Елизаветы, Салчак Даяны, Поносовой Алёны, Сарыглар Онер занимались исследованием вопросов приобщения младших школьников к этнической культуре, использования этнокультурных технологий в образовательном процессе.
Каждому обучающемуся были определены следующие темы научно-исследовательской работы:
Пигарева Регина Игоревна - Анимационные сказки в формировании этнокультурной осведомленности младших школьников;
Прибытко Анастасия Дмитриевна - Сказки в воспитании культуры речевого общения младших школьников;
Савельева Екатерина Юрьевна - Сказки как средство развития творческих способностей младших школьников;
Савинова Елизавета Игоревна - Народные праздники как средство приобщения младших школьников к традиционному мировоззрению этносов;
Салчак Даяна Евгеньевна - Мифы как средство развития познавательного интереса младших школьников к традиционной культуре народа;
Поносова Алёна Фёдоровна - Использование народных традиций в экологическом воспитании младших школьников;
Сарыглар Онер Вадимовна - Роль сказок в формировании этнической идентичности младших школьников.
Обучающиеся сделали анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обосновали актуальность выбранной темы, составили библиографический список, конспектировали и реферировали источники, составили словарь основных понятий по выбранной теме. На основе подобранных диагностических методик провели исследование младших школьников, подготовили и осуществили мероприятия формирующего характера, наметили направления дальнейших поисков по теме.
Каждый обучающийся (кроме Савельевой К.) подготовил выступление на «Катановские чтения-22». Свой доклад они представляли на секции «Актуальные проблемы использования этнокультурных технологий в начальной школе». В докладах отражены результаты работы во время практики.
Жюри присудило 1 место – Пигаревой Регине, 2 место – Прибытко Анастасии, 3 место – Поносовой Алёне. Тезисы их докладов опубликованы в сборнике материалов «Катановских чтений – 22».
Также обучающийся Пигарева Регина, Прибытко Анастасия, Савинова Елизавета, Поносова Алёна подготовили тезисы к VII-ой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» г. Кызыл. Пигарева Регина приняла очное участие на данном научном мероприятии. Она выступила с докладом «Анимационные фильмы как средство формировании этнокультурной осведомленности младших школьников» на секции «Этнопедагогическое наследие народов Саяно-Алтая как фактор сохранения российской идентичности». Её выступление нашло отклик у участников конференции и было отмечено очень высоко. Она получила Диплом за 1 место.
Включение обучающихся с 1 курса в научно-исследовательскую деятельность позволит подготовить педагогов с высоким уровнем компетенций в данной области, что в дальнейшем отразиться на качестве образования в школе.