Top.Mail.Ru

 

Новости

17 ноя 2025 - 21:01

О заседании секции «Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования»

14 ноября проведено заседание секции «Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования», целью которой являлось аналитическое обсуждение и изучение, обмен опытом по практике осуществления проектов гражданско-патриотического воспитания, межкультурного взаимодействия детей, подготовка молодежи к принятию гражданско-патриотической позиции в условиях поликультурного сообщества региона.

Всего 29 участников, из них: студентов – 14 (гр. ДИ-22), преподавателей – 2, педагогов – 11, гостей – 2. Участники секции представлены школами № 24, № 29 г. Абакана, №7 г. Черногорска, сельскими школами Усть-Абаканского и Боградского районов, педагогами СПО «Хакасский политехнический колледж», «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса», а также преподавателем Тувинского госуниверситета г. Кызыл и общественными организациями. Присутствовал один иностранный представитель Колумбии, обучающийся в ХГУ (Икаро Ваьдеррама), выступил со специфическим сообщением «География души: писатель как переводчик миров». Практическое представление межкультурной коммуникации через авторскую поэзию и музыку вызвало большой интерес слушателей. 

На секции рассматривались теоретические аспекты актуальных психолого-педагогических проблем: формирование этнической идентичности детей и подростков в школе педагогическими средствами, а также средствами культурно-языковой деятельности общественных организаций и центров. В этом году работа секции имела больше практико-ориентированный характер благодаря активному участию советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями (всего 6 докладов). Выступавшие советники директоров в своих видео-презентациях и докладах, посвященных теме патриотизма и воспитания дружбы между народами в условиях глобализации, акцентировали внимание на своих достижениях с использованием тематических проектов, акций, литературы и художественного слова. 

Разнообразие тем объединялось идеей, высказываемой почти каждым докладчиком: создание общего образовательно-культурного пространства как условия воспитания будущих граждан страны с патриотическими ценностями, готовностью к дружескому взаимодействию с другими народами в создающемся поликультурном мире. У большинства студентов – слушателей эмоциональный отклик вызвали яркие выступления советников директоров школ и колледжей с демонстрацией видеороликов, коротких фильмов о проводимой работе. Это доклад Ащеуловой Юлии Владимировны на тему «Мост дружбы». Роль колледжа в развитии дружбы с обучающимися Белоруссии»; выступление советника директора Калининской СОШ Усть-Абаканского района Козловой Ирины Владимировны о непосредственном участии в налаживании партнерских отношений с педагогами и детьми «Кураховской СОШ» Донецкой Народной Республики. В докладе Протасовой Татьяны Петровны, представителя СОШ № 7 г. Черногорска РХ, была представлена система организации патриотического воспитания через различные формы международного сотрудничества, ею показаны эффективные формы и методы работы с детьми в этом направлении. 

Богатый опыт гражданско-патриотического воспитания школьников в сотрудничестве с родителями продемонстрировали педагоги Машкина Елена Геннадьевна и Рощупкиа Людмила Анатольевна Первомайской СОШ Боградского района. В их выступлении на тему «Мы не забудем той войны...», сопровождаемом интересным фильмом, мы увидели все многообразие форм реальной, практической деятельности как с детьми, так и с семьей. Грамотно составленный формат доклада направлен на воспитание исторической памяти у современных поколений, на уважение к старшему поколению, веру в победу в нынешней ситуации.    

Несомненно, такие горячие выступления педагогов не могли оставить равнодушными никого в аудитории. Позитивным опытом формирования этнокультурной идентичности у молодежи поделились коллеги из немецкой общественной организации им. Генриха Батца  Ефимова О.Е., Суркова Н. В. Они рассказали о формах, методах взаимодействия российских немцев с другими жителями Хакасии, участвуя во всех торжественных и иных событиях региона. В частности, являясь уже неоднократным участником нашей международной конференции, Надежда Владимировна Суркова показала педагогический потенциал обучения детей и молодежи этническим танцам через клубную работу. 

Интерес аудитории к обсуждаемым вопросам подогрел гость из Колумбии, студент – иностранец Икара Вальдеррама, поэт и музыкант, автор 6 книг и 3 музыкальных альбомов, пожелавший вне программы выступить с докладом «География души: писатель как переводчик миров». Кроме его русской речи, у слушателей была возможность услышать его поэтическое творчество на родном для него испанском языке. Думается, что такие встречи показывают, насколько мир сегодня тесен и взаимосвязан и насколько важно найти взаимопонимание, несмотря на языковые и культурные различия народов. По сути, это явный образец поведения «человека мира», демонстрирующего позитивный путь взаимодействия между различными расами и этносами в поликультурном сообществе.

Безусловный интерес вызвал доклад преподавателя ТувГУ Сержин-оол Алдынай Анатольевны, поскольку она представляет наших ближайших соседей по этноландшафту. Её доклад «Формирование этнической идентичности детей в тувинской семье» содержал не только историко-культурные сведения о тувинских традициях семейного воспитания, но и исследовательские данные. По данной тематике в работе секции было заявлено четыре доклада, которые содержали различные аспекты общей темы.