Заседание секции проходило в соотвествии с программой Катановских чтений 06 апреля 2023 года с 13.20 до 18.00. В работе секции приняло участие 39 человек, из них 15 участников и 5 членов жюри, 12 педагогов начальной школы (МБОУ г. Абакана "Гимназия" и "СОШ № 5").
Работа секции предполагала проведения двух этапов, включающих конкурс научных докладов студентов и выступления педагогов общеобразовательных организаций. Темы докладов, представленных на секции, раскрывают проблемы методики обучения и воспитания младших школьников в современной школе. При этом выступления раскрывали особенности обучения младших школьников по разным предметным дисциплинам. Помимо этого, часть докладов посвящена проблемам современного воспитания, в частности воспитанию патриотизма. Особенностью работы секции в этом году стало участие педагогов школы, которые представили практические материалы по актуальным проблемам методики начального образования. В частности вниманию студентов был предложен опыт работы Задорожной Елены Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ г. Абакана "Гимназия" по организации проектно-" исследовательской деятельности учеников младших классов. Организации проектной деятельности, которая сегодня является одной из основных технологий в школе, было посвящено и выступление Веденеевой Софьи Александровны, раскрывающее возможности данной технологии в развитии творческих способностей учеников.
Актуальными в свете современных требований у организации образовательного процесса в школе были и доклады, связанные с использованием ИКТ (Карпушева О.В., Ревтова С.В. ). Не менее актуальными были и выступления педагогов, связанные с патриотическим воспитанием детей начальной школы. Причем доклады, посвященные одному из важнейших направлений в воспитании подрастающего поколения сегодня, выстроены в форме мастер-классов. Практическими наработками в данном направлении со студентами поделилась Вихарева Фаина Алексеевна, представив долгосрочный проект учеников своего класса "В ритме эпохи".
Наибольший интерес у слушателей вызвали выступления Кудашкиной Елены Анатольевны и Добрыниной Виктории Юрьевны, которые наглядно показали роль организации контроля в обучении ребенка. Авторы выступлений не только раскрыли теорию вопроса, но и предложили студентам конкретные методические разработки по организации оценки как предметных, так и метапредметных умений и навыков детей начальной школы.
В рамках проведения мастер-класса "Все мы родом из детства", организованном педагогом-психологом МБОУ г. Абакана "Средняя общеобразовательная школа № 5" Триппель Е.Е., слушатели погрузились в воспоминания о своем детстве, а вместе с Широглазовой Н.Н. учителем начальных классов МБОУ г. Абакана "Гимназия", отрабатывали приемы работы с текстом на основе технологии критического мышления. Филипова С.В. представила обобщение своего опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы в формировании проектно-исследовательских навыков младших школьников.
Стоит отметить, что доклады, представленные нашими студентами, не уступали ни в актуальности, ни в практической значимости. Часть же докладов может претендовать и научно-практическую значимость и определенную новизну. В этой связи стоит отметить доклад Вильбик А.В." Технология создания энциклопедического словника как средство развития лингвокультурной компетенции младших школьников", Беткер А. Е. "Использование мультфильмов в формировании межличностной толерантности младших школьников на уроках английского языка", Маковкиной В.М. "Календарные праздники как средство формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности" Пироговой Ю.Т. "Развитие логического мышления младших школьников на внеурочных занятиях по программе «Робототехника»".
Особый интерес у слушателей вызвали выступления студентов Мамро Дарьи Ивановны, обучающейся 4 курс ОФО, которая представила доклад по теме "Использование театральных постановок на уроках английского языка как условие формирования креативного мышления младших школьников", подготовленный по руководством Ракитянской Е.Л., доцента, кандидат филологических наук, доцента кафедры зарубежной лингвистиики и теории языка, Унисихиной Галины Олеговны также студентки 4 курса ОФО, представившей выступление по теме "Возможности ментальных карт в развитии логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка" (научный руководитель Мишуткина И. И., доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной лингвистиики и теории языка), а также Фунтовой Натальи Сергеевны, обучающейся 3 курс ОФО по теме "Технология сторителлинга как форма сотрудничества преподавателя и обучающихся в педагогическом процессе" (Научный руководитель Иргашева Т.Г., доктор пед. наук, доцент кафедры ДНиСО ИНПО).
Следует отметить, что студенты, принявшие участие в работе секции, смогли в сжатой форме представить смысл своей работы и доказать ее значимость и эффективность в использовании своих результатов в образовательном процессе начальной школы. Таким образом, по результатам работы секции надо отметить, что все представленные доклады студентов были результатами собственных проведенных научно-эмпирических исследований.
Особо следует выделить тот факт, что все представленные доклады имеют практико-ориентированный характер и позволяют использовать материалы работ в своей практической профессиональной деятельности. В связи с этим, хочется отметить заслугу в подготовке этих докладов Иргашеву Т.Г., Макарчук Я.В., Мальчевскую М.Л., Ракитянскую Е.Л. и других.
В рамках работы секции был организован конкурс докладов, представленных студентами нашего института. По его итогам первое место было присуждено Унисихиной Галине Олеговне, студентке 4 курса ОФО ИНПО, гр. НИ-19 за доклад «Возможности ментальных карт в развитии логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка». Научный руководитель Мишуткина И. И., доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной лингвистики и теории языка.
Второе место было присуждено студентке пятого курса Вильбик Александре Вячеславовне, группа НИ-19, за доклад «Технология создания энциклопедического словника как средство развития лингвокультурной компетенции младших школьников», научный руководитель Мальчевская М.Л., к.пед.н, доцент каф. ДНиСО.
Третье место было поделено между двумя обучающимися: Фунтовой Натальей Сергеевной, 3 курс ОФО, гр. НИ-20, за доклад «Технология сторителлинга как форма сотрудничества преподавателя и обучающихся в педагогическом процессе» (Научный руководитель Иргашева Т.Г., доктор пед. наук, доцент кафедры ДНиСО ИНПО) и Шнайдер Дарьей Ивановной, обучающейся 4 курса ОФО ИНПО, группа НИ-19, представившей доклад «Использование театральных постановок на уроках английского языка как условие формирования креативного мышления младших школьников» (Научный руководитель Ракитянская Е.Л., доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной лингвистиики и теории языка).
В целом, работа данной секции прошла организованно и плодотворно.
Руководитель секции Мальчевская М.Л.