19 апреля в рамках Республиканских Дней науки «Катановские чтения – 2024» состоялась ежегодная научная секция для обучающихся выпускного курса колледжей «Профессионально-аксиологическое самоопределение современного педагога».
Цель работы секции – выявление педагогически одаренных обучающихся и создание условий для раскрытия их личностного творческого потенциала, самореализации и профессионального самоопределения; развитие мотивации обучающихся к педагогической деятельности, выявление потенциальных абитуриентов ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», ориентированных на педагогические направления подготовки.
Всего было заслушано 17 докладов и 6 докладов представлено в форме стендовых.
Шестеро обучающихся 3 и 4 курсов Кызылского педагогического колледжа ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» успешно представили доклады по актуальным проблемам дошкольного образования и информатизации образовательного процесса: Хунай-оол Дугар Херелович, Сана Чойган Ачытыевич «Информационная безопасность в цифровой образовательной среде», Шойдак Омак Александрович «Искусственный интеллект в сфере образования» (научный руководитель – Ховалыг Сайлаана Сергеевна, преподаватель информатики Кызылского педагогического колледжа). Дамба Чойгана Эдуардовна выступила на тему «Влияние игровых технологий на адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада (ТувГУ ЦРР)». Койгунмай Регина Тимуровна вызвала положительные отзывы у аудитории грамотным выступлением на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами бизиборда». Куулар Айдыс Казылган кызы презентовала проблему «Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами мультпедагогики». Научный руководитель у всех выступающих – Сагалакова Лидия Петровна, преподаватель Кызылского педагогического колледжа.
Трое обучающихся 4 курса Колледжа педагогического образования, информатики и права Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» презентовали материалы своих выпускных квалификационных работ: Ведерникова Мария Викторовна «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством использования элементов технологии критического мышления», Князькина Дарья Вадимовна «Использование практических методов обучения на уроках как средство формирования выразительности речи младших школьников» (научный руководитель – Чудаева Наталия Леонидовна, кандидат педагогических наук, преподаватель Колледжа педагогического образования, информатики и права); Кубасова Анна Александровна «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие индивидуальное развитие младших школьников как субъектов межличностных отношений» (научный руководитель – Миргород Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, преподаватель Колледжа педагогического образования, информатики и права).
Семь обучающихся 3 курса КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» представили результаты своих исследований по актуальным проблемам методики обучения и воспитания в сфере дошкольного и начального образования: Сошкина Валерия Викторовна «Формирование доброжелательности у младших школьников во внеклассной (воспитательной) деятельности» (научный руководитель – Шпилько Елена Владимировна, преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»), Булохова Зинаида Денисовна «Воспитание эстетических чувств младших школьников» (научный руководитель – Шпилько Елена Владимировна, преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»), Демченко Римма Григорьевна «Использование пособия В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» для развития представлений о величине у детей 4-5 лет» (научный руководитель – Авдеева Людмила Владимировна, преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»), Биниенко Юлия Павловна «Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах» (научный руководитель – Леканцева Анна Алексеевна, преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»), Леухина Виктория Сергеевна «Детские экологические коллекции как средство развития познавательного интереса у детей 5-6 лет» (научный руководитель – Журавлева Елена Константиновна преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»), Нейверт Надежда Сергеевна «Экологические опыты и эксперименты как средство развития познавательного интереса у детей 5-6 лет» (научный руководитель – Журавлева Елена Константиновна преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»), Функ Елена Игоревна «Дидактические игры как средство формирования представлений о временах года у детей 3-4 лет» (научный руководитель – Журавлева Елена Константиновна преподаватель КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»).
Впервые в данной секции принимали участие обучающиеся 2 и 3 курсов КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж». Тихонова Анастасия Евгеньевна успешно представила результаты исследования на тему: «Онлайн-флешмоб «И помнит мир спасенный» как средство патриотического воспитания подрастающего поколения» (научный руководитель – Аносова Ангелина Евгеньевна, руководитель центра студенческих инициатив и креативных практик КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Ахтямова Танзиля Рашитовна поделилась результатами исследования по теме: «Воспитание толерантности в Ачинском педагогическом колледже» (научный руководитель – Сорокина Лилия Ринатовна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Дмитриева Марина Дмитриевна представила доклад «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (научный руководитель – Кузнецова Татьяна Григорьевна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Радионова Екатерина Константиновна выступила на тему «Игра в шахматы как средство развития детей старшего дошкольного возраста» (научный руководитель – Кузнецова Татьяна Григорьевна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Рубан Алина Алексеевна выступила с темой «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством бизиборда» (научный руководитель – Кузнецова Татьяна Григорьевна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Антонова Юлия Михайловна поделались исследованием на актуальную проблему «Очки виртуальной реальности как средство совершенствования навыков безопасного поведения на дороге у младших школьников» (научный руководитель – Ерёмина Марина Игоревна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Лещенкова Валерия Александровна выступила с темой «Диагностический коррекционно-развивающий комплекс "Песочная терапия" как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (научный руководитель – Кузнецова Татьяна Григорьевна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»). Полякова Лина Геннадьевна представила тему «Возможности использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста» (научный руководитель – Кузнецова Татьяна Григорьевна, преподаватель КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж»).
После выступлений студентов состоялось обсуждение докладов, прения. Выступающие по итогам обсуждения увидели для себя необходимость доработки отдельных этапов исследований.
Вопросы жюри в основном были направлены на уточнение содержания и логики проведения формирующего этапа исследования, а также формулирования цели исследования. Например, «Работаете ли вы в рамках представленного проекта?», «В чем заключается практическая ценность вашего исследования?», «Задания для формирующего этапа вами составлялись самостоятельно?». Часть вопросов касались проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Например, какие методики использовались для диагностики, или уточнялось количество участников эксперимента.
Таким образом, по сумме баллов жюри присудило 1 место Койгунмай Регине Тимуровне; 2 место – Дамба Чойгане Эдуардовне и Ведерниковой Марии Викторовне; 3 место – Тихоновой Анастасии Евгеньевне и Куулар Айдыс Казылган кызы.