С целью формирования у студентов сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе и пониманию важности приумножения естественных ресурсов состоялось просветительское мероприятие «Эко-час». Участниками мероприятия стали студенты обучающиеся по программе Психолого-педагогическое образование: Психология и социальная педагогика.
Почетным гостем мероприятия стала Ольга Владимировна Родькина, директор Автономной некоммерческой организации социальных проектов «Новая жизнь».
Организация «Новая жизнь» занимается экологической пропагандой и реализует различные социальные проекты экологисткой направленности. Ольга Владимировна рассказала студентам почему именно экология занимает главное место в социальных проектах некоммерческой организации.
На брифинге «Земля – наш общий дом», говорилось о том, что в эпоху научно – технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, разрушая естественное равновесие, планета покрывается мусором. В результате меняется климат, мелеют реки и озера, гибнут животные, растения. А жизнь человека немыслима без чистого воздуха и воды, животных и растений. Наша общая задача – сберечь планету Земля. Решение этой задачи зависит от каждого жителя планеты. Каждый человек может внести свой вклад, в сохранение окружающей среды. Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Вопросы экологического просвещения сегодня актуальны как никогда. Подрастающее поколение должно знать о масштабах загрязнения окружающей среды, о том, что многие виды растений и животных находятся на грани вымирания, и все это по происходит по вине людей.
В ходе мини-дискуссии «Твой след на планете» участники мероприятия пришли к выводу о том, что, если убирать на планете мусор его меньше не станет, поэтому эго нужно перерабатывать и создавать из него новые полезные вещи. Чисто не там, где убирают чисто там, где не мусорят. Участники дискуссии единогласно поддержали данную позицию, воспитывать бережное отношение к окружающей среде важно с раннего детства.
Ольга Владимировна подчеркнула, что «миссия организации «Новая жизнь»- вовлечь детей и их семьи в регулярную практическую эко-волонтёрскую деятельность, воспитать будущих экологов, учёных, изобретателей и экоактивистов, которые создадут экологически безопасный мир».
Руководитель общественной организации поделилась со студентами опытом создания и реализации социальных проектов экологисткой направленности. Переработка вторичного сырья и экологическое просвещение населения лежат в основе реализуемых проектов. Дать старым и не нужным вещам вторую жизнь может каждый. Так, аудитории был презентован проект «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ («0 ОТХОДОВ»)». Данный инновационный социальный проект по организации и внедрению инфраструктурной системы раздельного сбора и переработки вторсырья реализуется в образовательных учреждениях Республики Хакасия. В нем представлена и инфраструктурная система ежедневного экологического просвещения в детских образовательных учреждениях и общественных местах города Абакана. Так, в 78 детских садах и школах установлены уличные контейнеры для раздельного сбора пластика, а помещениях для обучения детей и подростков представлены комплекты из 5 учебных эко-боксов («пластик», «бумага», «металл/стекло», «органические отходы», «бесполезный мусор»), рядом с ними размещены информационные стенды «Экопатруль» с QR-кодами. Для педагогов разработаны методические рекомендации по экологическому просвещению детей и подростков. А для детей создан комплект обучающих сказок и мультфильмов, где главными героями являются защитники окружающей среды «Экосики». В парках и скверах города Абакана установлены уникальные квесто-эко-кубы и эко-сферы для сбора пластика, информационные штендеры с QR-кодами. Познакомившись с проектом, студенты отметили, что экологическое просвещение очень важное направление в воспитании детей, хорошо, что есть такая общественная организация, которая помогает педагогам в работе. Создание специальной позитивной воспитывающей среды является залогом успешного экологического просвещения.
Аудитория, также отметила особую социальную значимость проекта ЭКОПАТРУЛЬ НОВАЯ ЖИЗНЬ (Семейное экологическое движение). Главная идея проекта заключается в объединении детей и взрослых для обучения новому образу жизни и выполнения регулярных практических действий по защите, сохранению и восстановлению окружающей среды.
Особый практический интерес вызвал у будущих психологов и социальных педагогов проект ЭКОПАТРУЛЬ ЭКОЗОРРО и ЭКОПАТРУЛЬ HARD SKILLS («Твёрдые» навыки). Студентам был представлен опыт по обучению детей и подростков различным направлениям профессиональной деятельности по защите, сохранению и восстановлению окружающей среды. Проект «ЭКОПАТРУЛЬ HardSkills» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Экологическое движение «Экопатруль» работает в Абакане на протяжении трех лет. За это время было организовано множество акций, экологических событий. Ребята учатся новому ежедневно, по курсам — начальный, продвинутый и наставники. И все эти направления различаются не только по цветам их формы, но и по учебному наполнению. В рамках проекта члены общественной организации и волонтеры занимаются профориентацией и подготовкой школьников к поступлению на экологические специальности с профильными дисциплинами химия, биология, экология. Так, рассказывает Ольга Владимировна участницы проекта «ЭКОПАТРУЛЬ Hard Skills в октябре они поедут в Артек, где представят проект «Использование технологии ЭМ-колобков при очистке пруда в Преображенском парке (г. Абакан)», над которым работали на курсе биологии с педагогом-наставником Детского технопарка «Кванториум «Хакасия».
Все участники мероприятия дали ему высокую оценку, отметив его актуальность и полезность. Сегодня очень важно знакомство с экологическими проблемами, которые должны вызвать озабоченность за судьбу природы и разбудить чувство ответственности за свои поступки. Вопрос формирования экологической культуры личности является актуальным на всех стадиях обучения и воспитания человека, начиная с дошкольной ступени и продолжаясь в высшей школе и профессиональных учреждениях. Повышение экологической культуры личности будет способствовать формированию самой личности, улучшению экологической обстановки города, региона и в целом, положительно отразится на системе взаимоотношений «общество и природа».