Новости

09 дек 2020 - 13:07

Труд осуждённых: право или обязанность?

Целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, как известно, являются исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений, согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ. Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9. УИК РФ). При этом труд выступает и как цель, и как средство достижения исправления осужденных, что закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). В ч. 1 ст. 103 того же закона конкретизируется, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Означает ли обязанность осужденных трудиться принуждением к труду? Не противоречит ли это Конституции Российской Федерации, ст. 37 которой содержит запрет на принудительный труд?

Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил конституционное положение о запрещении принудительного труда (ст. 4). Таким образом, на первый взгляд, складывается некоторое противоречие между нормами Конституции Российской Федерации (ст. 37), ТК РФ (ст. 4) и УИК РФ (ст. 103).

Остроту этому противоречивому обстоятельству придает наличие двух диаметрально противоположных точек зрения на правомерность и, соответственно, допустимость обязательного привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы, высказываемых различными учёными-правоведами.

Для выяснения правомерности привлечения осужденных, находящихся в местах принудительного содержания, к обязательной трудовой деятельности, клуб «Юрист» Колледжа педагогического образования и права Института непрерывного педагогического образования провёл диспут на тему: «Труд осуждённых: право или обязанность?»

Мероприятие состоялось 8 декабря в режиме видеоконференции. В нём приняли участие обучающиеся групп П-21, П-23, П-31 специальности «Право и организация социального обеспечения».

В ходе проведённой дискуссии студенты заслушали сообщение на тему «Труд осужденных в СССР». Каждая из сторон дебетов аргументировала своё мнение не только с позиций действующего российского законодательства, но и исходя из международных принципов и норм в этой сфере.

В начале дебатов и по их окончанию было проведено голосование, которое показало, что позиция многих обучающихся изменилась в результате заслушивания аргументов участников мероприятия. Причём оказалось, что при последнем голосовании число сторонников точки зрения на труд осуждённых как на их обязанность стало значительно преобладающим по сравнению с числом их оппонентов.

Следует отметить, что помимо обширных сведений об истории вопроса, о современном состоянии правового регулирования труда осуждённых, студенты получили практическую возможность поучаствовать в обсуждении актуальной проблемы, что способствовало совершенствованию их навыки ведения дискуссии. А это, как известно,

является одной из важных компетенций, необходимых для будущих специалистов в области права в их профессиональной деятельности.